Постановление Правительства РФ от 21 января 2004 г. N 24

"Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии"

(с изменениями от 1 февраля 2005 г.)

На основании статей 21 и 22 Федерального закона "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.

2. Установить, что Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы осуществляют государственный контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.

3. Установить, что порядок и сроки рассмотрения Федеральной антимонопольной службой, ее территориальными органами заявлений об оспаривании отказа в предоставлении информации, предусмотренной стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, а также порядок хранения этими субъектами указанной информации утверждаются Федеральной антимонопольной службой.

Председатель Правительства
Российской Федерации М.Касьянов

Москва
21 января 2004 г.
N 24

Стандарты
раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии

(утв. постановлением Правительства РФ от 21 января 2004 г. N 24)

I. Общие положения

1. Настоящий документ в соответствии со статьями 21 и 22 Федерального закона "Об электроэнергетике" устанавливает требования к составу информации, раскрываемой субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, за исключением потребителей электрической энергии (далее - субъекты рынков электрической энергии), а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.

Под раскрытием информации в целях настоящего документа понимается обеспечение доступа к ней всех заинтересованных лиц независимо от цели получения данной информации.

2. Субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии с настоящим документом.

3. Субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем:

  • опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти (далее - официальные печатные издания);
  • опубликования в электронных средствах массовой информации;
  • предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации.

4. Фактическая информация раскрывается по окончании отчетного периода.

Прогнозная информация раскрывается до начала отчетного периода.

Любые изменения раскрытой информации подлежат опубликованию с даты принятия соответствующего решения:

  • в официальных печатных изданиях - в течение 30 дней;
  • в электронных средствах массовой информации - в течение 5 дней.

5. Субъекты рынков электрической энергии обязаны хранить раскрытую информацию в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом.

6. Субъекты рынков электрической энергии ведут учет запросов информации, а также хранят копии отказов в предоставлении информации в течение 3 лет.

7. Отказ в предоставлении информации может быть обжалован в установленном законодательством Российской Федерации порядке в антимонопольный орган и (или) в суд.

8. Субъекты рынков электрической энергии несут ответственность за полноту и достоверность раскрываемой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Субъекты рынков электрической энергии раскрывают следующую информацию:

а) годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность, а также аудиторское заключение (в случае, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении субъекта рынка электрической энергии осуществлялась аудиторская проверка), если иное не установлено законодательством Российской Федерации;

б) показатели эффективности использования капитала - в случае применения метода расчета экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала при государственном регулировании тарифов в отношении субъекта рынка электрической энергии:
уровень доходности инвестированного капитала, установленный федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, с указанием источника опубликования методики определения уровня доходности инвестированного капитала;
фактический уровень доходности инвестированного капитала, использованного при осуществлении регулируемой деятельности, и обоснование причин его отклонения от уровня доходности инвестированного капитала, установленного федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий;

в) отчет о движении активов, учитываемых при установлении федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий уровня доходности инвестированного капитала, включающий:

  • балансовую стоимость активов на начало года;
  • балансовую стоимость активов на конец года;
  • сведения о выбытии активов в течение года;
  • сведения о вводе активов в течение года, в том числе за счет переоценки, модернизации, реконструкции, строительства и приобретения нового оборудования.

10. Указанная в пункте 9 настоящего документа информация подлежит опубликованию в официальном печатном издании ежегодно не позднее 1 июня.

II. Стандарт раскрытия информации организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальными сетевыми организациями

11. Организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальные сетевые организации помимо информации, предусмотренной пунктом 9 настоящего документа, раскрывают:

а) условия договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии и об осуществлении технологического присоединения с указанием источника официального опубликования нормативного правового акта, регулирующего условия этих договоров;

б) сведения о тарифах на услуги по передаче электрической энергии с указанием источника официального опубликования решения регулирующего органа об установлении тарифов;

в) информацию о потерях, возникающих в электрических сетях данной сетевой организации, включая:

  • сведения о размерах потерь в сетях, в том числе уровень нормативных потерь и отклонения от них (в целом по сетевой организации, а также по регионам обслуживания с учетом номинальных классов и уровней напряжения, с выделением размера оплачиваемых сетевой организацией потерь и размера потерь, оплачиваемых покупателями при осуществлении расчетов за электрическую энергию на оптовом рынке), процентное соотношение размера потерь в сетях и количества переданной электрической энергии за год с указанием источника официального опубликования решения об установлении уровня нормативных потерь;
  • перечень мероприятий по снижению потерь в сетях, а также сроки их исполнения и источники финансирования;
  • источник официального опубликования методических указаний по определению нормативов потерь в сетях, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
  • информацию о порядке закупки организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальными сетевыми организациями электрической энергии для компенсации потерь в сетях и ее стоимости;

г) сведения о границе зон деятельности организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью или территориальной сетевой организации;

д) информацию о техническом состоянии сетей, включающую:

  • сведения о количестве аварийных ограничений (отключений) за отчетный период по границам зон деятельности организации с указанием причин аварий и мероприятий по их устранению;
  • объем недопоставленной в результате аварийных ограничений (отключений) электрической энергии;

е) информацию об общей пропускной способности узлов электрической сети, к которым может быть присоединен потребитель сетевых услуг, резервах их мощности с учетом присоединенных потребителей и степени их загрузки;

ж) отчеты о выполнении планов капитальных вложений;

з) отчеты о выполнении годовых планов капитального ремонта электросетевых объектов;

и) планы капитальных вложений, касающиеся реконструкции и развития электрических сетей, согласованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

к) согласованные с системным оператором годовые графики капитального ремонта электросетевых объектов, а также информацию о планируемых ограничениях мощности по основным сечениям электрической сети в связи с ремонтными работами.

12. Информация, указанная в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию не реже одного раза в год.

Информация, указанная в подпункте "в" и "д" пункта 11 настоящего документа, подлежит опубликованию в официальном печатном издании ежегодно не позднее 1 марта.

Информация, указанная в подпункте "е" пункта 11 настоящего документа, предоставляется субъектам, энергопринимающие устройства (энергетические установки) которых технологически присоединены к электрической сети, а также иным лицам в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в течение 7 дней с даты поступления соответствующего письменного запроса.

Информация, указанная в подпунктах "ж" - "к" пункта 11 настоящего документа, предоставляется в течение 20 дней с даты поступления соответствующего письменного запроса.

III. Стандарт раскрытия информации субъектами оперативно-диспетчерского управления

13. Субъекты оперативно-диспетчерского управления помимо информации, предусмотренной пунктом 9 настоящего документа, раскрывают:

а) условия договора об оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению и договора о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии в части оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению с указанием источника официального опубликования нормативного правового акта, регулирующего условия этих договоров;

б) информацию о тарифе на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению с указанием источника официального опубликования решения регулирующего органа об установлении тарифа;

в) информацию о соответствии качества электрической энергии и уровня надежности функционирования Единой энергетической системы России и отдельных энергетических систем требованиям, установленным нормативными правовыми актами, а также о мерах, направленных на поддержание надежности работы энергетических систем;

г) информацию об объеме средств, предназначенных для страхования риска ответственности субъектов оперативно-диспетчерского управления за причинение ущерба субъектам электроэнергетики;

д) основные параметры расчетной модели оптового рынка электрической энергии (мощности) за отчетный период по субъектам Российской Федерации;

е) информацию о технологических резервах мощностей по производству электрической энергии в Единой энергетической системе России и в технологически изолированных энергетических системах с выделением сведений по федеральным округам за отчетный период, в том числе использованных и неиспользованных резервах мощностей по производству электрической энергии;

ж) информацию, связанную с предоставлением услуг по оперативно-диспетчерскому управлению, в том числе:

  • о выводе объектов электроэнергетики, в отношении которых требуется согласование с субъектом оперативно-диспетчерского управления, в ремонт и из эксплуатации, а также о вводе их в эксплуатацию после ремонта в течение отчетного периода;
  • актуальную расчетную модель электроэнергетической системы;
  • информацию о расчетном диспетчерском графике, а также о величинах и инициативах отклонений субъектов оптового рынка от расчетного диспетчерского графика;
  • информацию о причинах отклонений от расчетного диспетчерского графика субъектов оптового рынка не по их инициативе;
  • перечень команд, выдаваемых диспетчерами, и условий, при которых они выдаются, а также основания принятия диспетчером решения;
  • перечень системных ограничений пропускной способности по линиям электропередачи;

з) прогнозную информацию:

  • планы совокупного потребления и производства электрической энергии по субъектам Российской Федерации на предстоящие сутки и на предстоящий месяц;
  • прогноз совокупного потребления и производства электрической энергии по субъектам Российской Федерации на предстоящие 1 год и 5 лет;
  • планы по выводу объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации и вводу их в эксплуатацию после ремонта, а также по вводу в эксплуатацию создаваемых объектов электроэнергетики, которые подлежат согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления, на предстоящие 1 год и 5 лет;
  • прогноз состояния резервуаров гидроэлектростанций;
  • прогноз достижения установленных пределов по системным ограничениям, а также условий, при которых данные пределы не достигаются.

14. Информация, указанная в подпунктах "а" и "б" пункта 13 настоящего документа, подлежит опубликованию в официальном печатном издании не реже одного раза в год.

Информация, указанная в подпунктах "в", "г" и в абзаце седьмом подпункта "ж" пункта 13 настоящего документа, подлежит опубликованию в официальном печатном издании ежегодно не позднее 1 марта.

Информация, указанная в подпункте "д" и абзацах третьем и четвертом подпункта "з" пункта 13 настоящего документа, подлежит опубликованию в официальном печатном издании ежегодно не позднее 1 февраля.

Информация, указанная в подпункте "е" и в абзацах первом, пятом и шестом подпункта "з" пункта 13 настоящего документа, подлежит опубликованию в официальном печатном издании не реже одного раза в месяц.

Информация, указанная в подпункте "ж" и в абзаце втором подпункта "з" пункта 13 настоящего документа, предоставляется субъектам оптового рынка электрической энергии, а также иным субъектам, услуги которым оказывают субъекты оперативно-диспетчерского управления, в течение 7 дней с даты поступления соответствующего письменного запроса.

IV. Стандарт раскрытия информации производителями электрической энергии

15. Производители электрической энергии помимо информации, предусмотренной пунктом 9 настоящего документа, раскрывают:

а) информацию о тарифах на поставку электрической энергии с указанием решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти и (или) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об установлении тарифов и источника официального опубликования такого решения;

б) информацию о выбросах загрязняющих веществ, оказывающих негативное влияние на окружающую среду, и мероприятиях по их сокращению на следующий год.

16. Гидроэлектростанции помимо информации, предусмотренной пунктами 9 и 15 настоящего документа, раскрывают информацию о режиме использования и состоянии водных ресурсов.

17. Информация, указанная в пунктах 15 и 16 настоящего документа, подлежит опубликованию в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 1 июня.

V. Стандарт раскрытия информации администратором торговой системы

18. Администратор торговой системы помимо информации, предусмотренной пунктом 9 настоящего документа, раскрывает:

а) перечень субъектов оптового рынка электрической энергии, включенных администратором торговой системы в соответствующий реестр, с указанием раздела реестра, в который включен каждый из субъектов, а также места нахождения такого субъекта, телефонов и адреса электронной почты;

б) сведения о каждом из членов наблюдательного совета администратора торговой системы по форме, утверждаемой этим советом;

в) источник официального опубликования правил оптового рынка электрической энергии (правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода), утверждаемых Правительством Российской Федерации;

г) форму договора о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии, а также:

  • формы и условия договоров купли-продажи электрической энергии на оптовом рынке;
  • формы и условия иных договоров, обеспечивающих функционирование торговой системы оптового рынка электрической энергии;

д) информацию об услугах администратора торговой системы, в том числе:

  • тарифы на услуги администратора торговой системы с указанием источника официального опубликования решения регулирующего органа об установлении тарифов;
  • сведения о вступительном и текущих членских взносах, уплачиваемых членами администратора торговой системы, размере комиссионного вознаграждения и об иных сборах, установленных наблюдательным советом администратора торговой системы, с указанием оснований их взимания;

е) перечень организаций, с которыми администратором торговой системы заключены договоры об оказании услуг по организации функционирования торговой системы оптового рынка, с указанием реквизитов договора и стоимости оказываемых услуг;

ж) статистическую информацию о функционировании оптового рынка электрической энергии (без указания объемов продажи и покупки электрической энергии конкретными субъектами оптового рынка электроэнергии), в том числе:

  • равновесные цены в 1000 наиболее крупных узлах расчетной модели электрической сети с почасовой разбивкой по итогам отбора ценовых заявок за текущие торговые сутки;
  • основные причины разницы равновесных цен в один час торговых суток (при разнице равновесных цен более 30 процентов) в узлах расчетной модели электрической сети;
  • суммарные физические объемы продажи и покупки электрической энергии на оптовом рынке (включая данные о минимальном и максимальном объемах), в секторе свободной торговли, регулируемом секторе и секторе отклонений (показатели отклонений указываются отдельно и раскрываются в установленные администратором торговой системы сроки), в том числе по двусторонним договорам купли-продажи электрической энергии;
  • планируемые совокупные объемы производства и потребления электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии;
  • объемы продажи и покупки электрической энергии в секторе отклонений по часам;
  • график совокупного спроса и предложения (по ценовым зонам и (или) по всему рынку) по итогам отбора ценовых заявок за текущие торговые сутки;
  • информацию о планируемом объеме производства электрической энергии по итогам отбора ценовых заявок за текущие торговые сутки (в соответствии со структурой генерации);

з) перечень системных генераторов, информацию о характеристиках плановых и фактических режимов системных генераторов;

и) отчеты о результатах осуществляемого администратором торговой системы контроля за деятельностью системного оператора, утвержденные наблюдательным советом администратора торговой системы.

19. Информация, указанная в подпункте "а" пункта 18 настоящего документа, подлежит опубликованию не реже одного раза в квартал.

Информация, указанная в подпунктах "б" - "е" пункта 18 настоящего документа, подлежит опубликованию не реже одного раза в год.

Информация, указанная в подпункте "ж" пункта 18 настоящего документа, подлежит ежедневно опубликованию в электронных средствах массовой информации, за исключением указанной в абзаце третьем информации, которая подлежит раскрытию не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в течение которого имели место случаи возникновения разницы равновесных цен.

Информация, указанная в подпунктах "з" и "и" пункта 18 настоящего документа, подлежит опубликованию в официальном печатном издании не реже одного раза в квартал.

Информация, указанная в подпункте "ж" пункта 18 настоящего документа (за два и более периодов), предоставляется по письменному запросу любому заинтересованному лицу в течение 7 дней с даты получения соответствующего запроса.

VI. Стандарт раскрытия информации энергоснабжающими, энергосбытовыми организациями и гарантирующими поставщиками

20. Энергоснабжающие, энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики помимо информации, предусмотренной пунктом 9 настоящего документа, раскрывают:

а) цену на электрическую энергию, дифференцированную в зависимости от условий, определенных законодательством Российской Федерации. При этом отдельно раскрывается цена закупки электрической энергии, стоимость услуг по ее передаче, а также стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью поставки электрической энергии потребителю;

б) основные условия договора купли-продажи электрической энергии, в том числе:

  • срок действия договора;
  • вид цены на электрическую энергию (фиксированная или переменная);
  • форму оплаты;
  • формы обеспечения исполнения обязательств сторон по договору;
  • зону обслуживания;
  • условия расторжения договора;
  • ответственность сторон;
  • иную информацию, являющуюся существенной для потребителей;

в) информацию о деятельности энергоснабжающей, энергосбытовой организации и гарантирующего поставщика, в том числе:

  • информацию о гарантирующем поставщике, включая зону его обслуживания, место нахождения, почтовый адрес, телефоны, факс, адрес электронной почты;
  • перечень лицензий на осуществление соответствующего вида деятельности;
  • информацию о банковских реквизитах;
  • информацию об изменении основных условий договора купли-продажи электрической энергии и условий обслуживания населения.

21. Информация, указанная в подпунктах "а" - "в" пункта 20 настоящего документа, за исключением абзаца пятого подпункта "в", подлежит опубликованию в официальном печатном издании не реже одного раза в год.

Информация, указанная в абзаце пятом подпункта "в" пункта 20 настоящего документа, раскрывается не позднее одного месяца до вступления изменений в силу.

22. Гарантирующие поставщики помимо информации, предусмотренной пунктами 9 и 20 настоящего документа, раскрывают следующую информацию:

  • размер регулируемой сбытовой надбавки с указанием решения уполномоченного регулирующего органа об установлении тарифа (информация подлежит опубликованию в официальном печатном издании не реже одного раза в год);
  • объем электрической энергии, покупаемой на оптовом рынке, в том числе в секторе свободной торговли и регулируемом секторе, по двусторонним договорам купли-продажи (информация раскрывается ежемесячно).