Новости отрасли

 

07.02.2019
Госдума РФ 6 февраля 2019 года приняла в первом чтении законопроект, который вносит в законодательство понятие микрогенерации и создает условия для ее развития...

Госдума РФ 6 февраля 2019 года приняла в первом чтении законопроект, который вносит в законодательство понятие микрогенерации и создает условия для ее развития. Документ был разработан Минэнерго РФ и оформлен как правительственный законопроект, его подготовкой занимались с весны 2017 года.

Предполагается, что после принятия поправок в закон "Об электроэнергетике" население сможет после установки микрогенерирующих установок (мощность до 15 кВт) продавать избыточную электроэнергию, выработанную установкой, в сеть. По замыслу разработчиков, это должно стимулировать установку солнечных, ветряных, водных и других станций в частном секторе, но не станет способом заработка, так как, по сути, заработать на этом существенную сумму будет невозможно.

Чтобы продавать не потраченную на нужды домохозяйства электроэнергию, выработанную, например, ветряком или солнечными модулями на крыше частного дома (многоквартирных домов законопроект не касается), нужно будет технически присоединить объект микрогенерации к местным сетям, а также заключить договор купли-продажи с гарантирующим поставщиком, в зоне покрытия которого находится мини-станция на основе ВИЭ. Особенности этого процесса будут прописаны в отдельных документах правительства.

По мнению члена комитета Госдумы по энергетике Ивана Медведева, стоит также предусмотреть некие стимулирующие меры для владельцев генераторов на дизельном топливе, чтобы они могли получить, например, субсидию для покупки солнечных модулей или ветряков, сделать гибридную станцию и снизить стоимость энергоресурсов для выработки электроэнергии.

 

sozd.duma.gov.ru

07.02.2019
Опасения сильного ценового шока из-за увеличения НДС с начала года не подтвердились: исходя из оценок индекса потребительских цен (ИПЦ) Росстата за январь, влияние роста налога — по нижней границе ожиданий ЦБ...

Опасения сильного ценового шока из-за увеличения НДС с начала года не подтвердились: исходя из оценок индекса потребительских цен (ИПЦ) Росстата за январь, влияние роста налога — по нижней границе ожиданий ЦБ. Годовая инфляция января — 5%, пика она, предположительно, достигнет в марте. Моментом повышения цен, кроме производителей продовольствия, смогли воспользоваться поставщики услуг, общественного транспорта, образовательных услуг и туризма. Отмечен и превысивший инфляцию рост цен на стройматериалы.

Сводка Росстата по динамике ИПЦ в январе 2019 года несколько успокоила аналитиков — прирост цен за месяц составил 1%, это меньше, чем можно было ожидать исходя из еженедельных замеров инфляции. В годовом измерении ИПЦ составил 5%, также немного ниже ожиданий (5,1% по нескольким консенсус-прогнозам). Опубликованная одновременно сводка ИПЦ за первую неделю февраля позволяет предполагать, что шок от роста НДС переоценен (и, видимо, в большей степени, чем ожидалось, реализован в декабре 2018 года — инфляционные ожидания оказались реактивнее, чем ИПЦ, см. “Ъ” от 4 февраля), уже в начале февраля суточный прирост цен был вдвое ниже январского, первая неделя месяца дала прирост ИПЦ в 0,1%. Исходя из грубых оценок, основанных на динамике базовой инфляции в январе (4,1% против 3,7% в декабре), вклад повышения НДС в рост ИПЦ в прошлом месяце составил около 0,5% — это нижняя граница оценок ЦБ.

Из-за статэффектов локального максимума годовая инфляция должна достигнуть в марте 2019 года.

Ранее ЦБ оценивал ее на пике в 6% и выше, сейчас аналитики, например Deutsche Bank (отметим, еще до публикации цифр по ИПЦ за январь), ожидают ее в марте на уровне 5,8%, но январские данные могут позволить пересмотреть и эти прогнозы. Напомним, высокая инфляция января за пределами влияния НДС определялась преимущественно фронтальным удорожанием продовольствия. Картина за месяц немного другая: в измерении год к году небазовая инфляция более чем вдвое превысила небазовую инфляцию 2018 года. В январском увеличении цен преуспели в основном поставщики коммунальных услуг (год к году рост на 6,8%), пассажирского транспорта (5,9%), а также нерегулируемого сектора — образования (9,5%), услуги зарубежного туризма год к году подорожали на 9,5%, хотя в январе как раз подешевели на 0,6%.

Индекс цен на услуги год к году в январе 2019 года составил 5%, это лишь немногим меньше продовольственного (5,5%).

Отметим, что список наиболее дорожающих в измерении год к году групп товаров и услуг, за исключением туризма, достаточно точно совпадает с наиболее уязвимыми и неэластичными потребностями нижней части «среднего класса» по доходам: растущая стоимость образования и здравоохранения, транспорта (вкупе с ценами на топливо, выросшими за год на 10%) и ЖКХ могут вызывать существенно большее недовольство, чем это можно было бы предполагать из агрегированных цифр. Медленный рост цен на алкоголь, электронику, одежду и спорт вряд ли будет рассматриваться этой частью населения как полноценная компенсация. Наконец, в январском ИПЦ обращает на себя внимание рост цен на стройматериалы — вероятно, оживление в строительстве не является чисто статистическим феноменом, и рост спроса на стройматериалы при ограниченности их предложения отражается в ценах.

С большой вероятностью февральская инфляция также будет ниже сегодняшних предположений. От заседания совета директоров ЦБ в пятницу по ключевой ставке большинство ждет нейтрального решения с жесткой риторикой для охлаждения высоких инфляционных ожиданий. Однако важно, что в последних комментариях аналитики, в том числе в прогнозе Capital Economics, уже обсуждают возможность снижения ключевой ставки во втором полугодии 2019 года, притом что допускают и один шаг ее увеличения 7 февраля. Впрочем, вызывающий опасения ЦБ рост потребкредитования физлиц может, в том числе, стать препятствием для удешевления кредита через низкую ставку.

 

Коммерсант, 07.02.2019

07.02.2019
Минкомсвязи  РФ предлагает обязать использовать для передачи данных от умных электросчетчиков протокол XNB, разработанный в компании «Стриж-Телематика»...

Минкомсвязи РФ предлагает обязать использовать для передачи данных от умных электросчетчиков протокол XNB, разработанный в компании «Стриж-Телематика». А соответствующие сети связи должны будут работать на частотах, выделенных ГЛОНАСС-ТМ - совместному предприятию Игоря Ротенберга, «Ростеха» и АО ГЛОНАСС.

Минкомсвязи предлагает использовать отечественное ПО в интеллектуальных системах учета электроэнергии. Замминистра связи Алексей Соколов направил в Министерство энергетики РФ предложения по установлению требований к форматам и протоколам обмена информацией между информационными системами интеллектуальных систем учета электрической энергии (ИСУЭЭ). Копию письма опубликовал Telegram-канал «Нецифровая экономика».

Передачу данных между ИСУЭЭ предлагается осуществлять в формате XML. Отчетные документы должны будут формироваться в форматах, обозначенных в постановлении Правительства №325 от 23 марта 2017 г: Open Document Format и PDF/A-1.

ИСУЭЭ должны будут поддерживать российские технологии обработки и хранения данных, российское офисное ПО и российские программные средства защиты информации (включая антивирусы и межсетевые экраны). А при удаленном доступе пользователей ИСУЭЭ должны будут поддерживаться российские веб-браузеры.

В готовящийся сейчас проект постановления Правительства «Об утверждении правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии» планируется внести требование о том, что в таких системах должно использоваться ПО, внесенное в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных.

Кроме того, решение задач, связанных с защитой от несанкционированного изменения параметров ИСУЭЭ, а также полным или частичным ограничением режима потребления электрической энергии, предлагается осуществляться путем применения схемотехнических решений и криптографических средств защиты информации, сертифицированным в России по требованиям к защите информации.

Передача данных от умных электросчетчиков должна будет осуществляться по протоколу XNB на частотах «ГЛОНАСС-ТМ».

Как отмечают авторы канала «Нецифровая экономика», наиболее важное требование состоит в том, что при организации обмена данными между приборами учета электрической энергии и ИСУЭЭ по радиоканалу обязательно использование энергоэффективных сетей дальнего радуиса действия (Low Power Wide Area Network, LPWAN) на базе протокола XNB (Extended Narrowband).

Эти сети должны быть построены на российском оборудовании в диапазонах частот 863 - 865 МГц и 874 - 876 МГц. Протокол XNB разработан российской компанией «Стриж-Телематика», чьи активы ранее была переданы ООО «Современные Радио Технологии» (СРТ). С 2018 г. СРТ находится под управлением АО «Глонасс-ТМ».

Также в конце 2018 г. Государственная комиссия по радиочастотам выделила«Глонасс-ТМ» частоты в тех же диапазонах: 863 - 865 МГЦ и 874 - 876 МГц.

Кому принадлежит «Глонасс-ТМ»

«Глонасс-ТМ» на 25% принадлежит государственному АО ГЛОНАСС (оператор систем экстренного реагирования на ДТП «Эра-ГЛОНАСС»), на 75% - АО «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС, оператор системы взимания платы с большегрузных автомобилей «Платон»).

РТИТС на 50% принадлежит АО «РТ-Инвест», акционерами которого являются госкорпорация «Ростех» (25,01%), председатель совета директоров «Автоваз» Сергей Скворцов(39,99%) и ООО «Царицын Капитал» (35%, подконтрольна гендиректору РТ-Инвест» Андрею Шипелову).

Оставшиеся 50% акций РТИТС распределены между физическими лицами: предпринимателем Игорем Ротенбергом(23,55%), Андреем Шипеловым(19%) и гендиректором компании Антоном Замковым(7,55%). В настоящее время Игорь Ротенберг и Андрей Шипелов владеют по 45% в ООО СРТ, оставшиеся 10% в компании принадлежат Павлу Старюку. СРТ также является оператором национальной сети передачи телематической информации «Стриж.Net».

В случае утверждения предложенных Минкомсзвязи поправок у СРТ и «ГЛОНАСС-ТМ» будет монопольное право на поставку и обслуживание оборудования на передачи данных с электросчетчиков.

В России ежегодно продается 8 млн. электросчетчиков. С 2022 г. планируется сделать обязательным использованием умных электросчетчиков. Умные электросчетчики от СРТ стоят от 6 тыс. до 11 тыс. руб. В случае утверждения предлагаемых поправок только на оборудование СРТ сможет заработать от 500 млн. руб. в год, не считая стоимости услуг передачи данных, которые будут оплачивать сетевые организации и гарантирующие поставщики.

В пресс-службах Минкомсвязи, Минэнерго и СРТ к моменту публикации не ответили на запросы CNews.

 

cnews.ru

18.01.2019
Новый департамент возьмет на себя обязанность по выдаче лицензий и контроль за соблюдением лицензионных требований энергосбытовых компаний...

Он станет 14-м по счету департаментом в составе министерства.

Минэнерго создаст новый, 14-й департамент, который возьмет на себя обязанность по выдаче лицензий и контроль за соблюдением лицензионных требований энергосбытовых компаний, сообщила заместитель министра энергетики РФ Анастасия Бондаренко на пресс-конференции.

"В министерстве энергетики впервые за долгое время, во-первых, у нас численность увеличивается, а во-вторых, у нас появится новый департамент - департамент лицензирования энергосбытовой деятельности. Теперь в структуре министерства будет не 13 департаментов, а 14. Этот департамент будет осуществлять две основные функции - выдачу лицензии и контроль за соблюдением лицензионных требований", - сказала она.

Бондаренко отметила, что лицензированием и контролем за исполнением лицензионных требований будет заниматься 35 человек.

В настоящее время разработан проект закона, согласно которому с 1 июля 2020 года будет невозможно заниматься энергосбытовой деятельностью без соответствующей лицензии.

 

ТАСС

16.01.2019
Новый принцип формирования ставки перекрёстного субсидирования будет заложен в методику расчёта цен на сетевые услуги территориальных сетевых организаций...

Новый принцип формирования ставки перекрёстного субсидирования будет заложен в методику расчёта цен на сетевые услуги территориальных сетевых организаций (ТСО), разрабатываемую Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Соответствующее уведомление 14 января 2019 года было размещено на regulation.gov.ru.

Сейчас тарифы на электроэнергию для населения ниже фактических затрат энергетиков. Разницу оплачивают промышленные потребители и бизнес. Так, сетевым организациям доплачивают компании, питающиеся от распределённых сетей ТСО.

Перекрёстное субсидирование в субъектах России между потребителями распределяют региональные власти по собственному усмотрению в зависимости от уровня напряжения. При этом на сетях высокого напряжения обычно оказывается крупный бизнес, на который и ложится большая часть перекрёстки.

Ранее в правительстве обсуждали возможность заложить перекрёстное субсидирование в тарифы промышленных потребителей, напрямую подключенных к магистральным сетям. В результате тарифы для промышленности в течение семи лет должны вырасти в 1,5 раза. Эта инициатива была поддержана вице-премьером Дмитрием Козаком на совещании 19 сентября прошлого года. Однако она вызвала сопротивление крупных потребителей, которые называли её возвращением к «последней миле», когда на промышленность возлагали расходы на содержание распределительных сетей, услугами которых она не пользуется. Механизм подразумевал повышенную нагрузку на самых крупных потребителей и был отменён в большинстве регионов в 2017 году.

Базовым принципом распределения перекрёстного субсидирования по уровням напряжения должна быть равномерность, говорится в уведомлении ФАС. Ведомство предлагает установить единую ставку перекрёстного субсидирования для потребителей всех уровней напряжения. Как именно будет определяться ставка, в материалах ФАС не уточняется. Представители ведомства и Некоммерческого партнерства ТСО от комментариев отказались. «Россети» и Минэкономразвития на запросы не ответили.

На распределительные сети приходится 80% перекрёстного субсидирования в энергетике, при этом тариф на передачу для населения в три раза ниже тарифа для аналогичных потребителей, получающих электроэнергию на низком напряжении, рассказала аналитик АКРА Наталья Порохова: «По регионам тарифы на передачу для юридических лиц могут различаться в четыре раза, что объясняется по большей части именно разными ставками перекрёстки». Ставка перекрёстного субсидирования снижает цену для населения и увеличивает для промышленности и её изменение может повлиять и на цены для тех и других, но всё зависит от параметров этой унификации, пояснила эксперт.

Инициатива ФАС приблизит ставки тарифов на услуги по передаче к их обоснованным значениям, считает старший консультант Vygon Consulting Николай Посыпанко. Например, в Ленинградской области введение единой ставки может привести к снижению конечного тарифа для потребителей, подключенных на высоком и среднем уровне напряжения, до 30%. Прозрачное ценообразование позволит снять остроту таких системных проблем, как уход промышленных потребителей от региональных сетей к ФСК или на собственную генерацию, считает г-н Посыпанко: «Но тарифы на низких уровнях напряжения, напротив, вырастут. Для смягчения нагрузки на малый бизнес при введении единой ставки может потребоваться переходный период в 3–5 лет».

Если появится прозрачный и понятный алгоритм расчёта перекрёстного субсидирования, это может стать достижением, считает директор ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Василий Киселёв. «Введение единой ставки перекрестки для всех уровней напряжения могло бы частично снизить нагрузку с промышленных потребителей, которые, несмотря на отмену «последней мили», продолжают оплачивать две трети всей перекрёстки в стране, потребляя при этом в распределительных сетях не более половины всей электроэнергии», – заключает он.

 

Ведомости

29.12.2018
АО «Петербургская сбытовая компания» намерено реализовать право, предоставленное Федеральным законом «О кредитных историях», для борьбы с юридическими лицами – злостными неплательщиками за свет...

АО «Петербургская сбытовая компания» намерено реализовать право, предоставленное Федеральным законом «О кредитных историях», для борьбы с юридическими лицами – злостными неплательщиками за свет.

Так, согласно Федеральному закону «О кредитных историях» в случае неисполнения должником в течение 10 дней вступившего в законную силу судебного решения о взыскании платы за коммунальные услуги, организация, в пользу которой состоялось решение суда, вправе передать имеющуюся информацию о неплательщике в бюро кредитных историй. При этом, переданная информация будет храниться в бюро кредитных историй в течение 10 лет и согласие должника на это не требуется. Доступ к кредитной истории может быть получен в установленном законом порядке иными лицами, в том числе банками.

Таким образом, задолженность по оплате электроэнергии может повлечь негативные последствия для финансовой репутации должников, что, в свою очередь, может вызвать отказ кредитной организации от заключения с должником кредитного договора или значительное ухудшение условий кредитования.

 

Сайт АО «Петербургская сбытовая компания»

28.12.2018
По результатам мониторинга исполнения покупателями своих обязательств на оптовом рынке в даты платежа с 25.07.2018 по 21.10.2018 АО «ЦФР» сформирован Реестр покупателей, обязанных/не обязанных предоставить финансовые гарантии на декабрь 2018 года...

По результатам мониторинга исполнения покупателями своих обязательств на оптовом рынке в даты платежа с 25.07.2018 по 21.10.2018 АО «ЦФР» сформирован Реестр покупателей, обязанных/не обязанных предоставить финансовые гарантии на декабрь 2018 года. В соответствии с указанным реестром из 253 покупателей-участников оптового рынка финансовые гарантии на декабрь 2018 года были обязаны предоставить 12 покупателей (4,7 % от общего количества покупателей).

Размер месячного прогнозного объема обязательств покупателей, обязанных предоставить финансовые гарантии, в декабре 2018 года составил 1 339,5 млн рублей.

Финансовые гарантии на декабрь 2018 года в полном объеме предоставили 6 покупателей на общую сумму 66 млн рублей, 1 покупатель предоставил финансовые гарантии на декабрь 2018 года не в полном объеме - на сумму 56,2 млн рублей (6,6 %) из 848,2 млн рублей. От 5 покупателей финансовое обеспечение на сумму 425,3 млн рублей не поступило.

В полном объеме и в регламентные сроки обязательства по предоставлению финансовых гарантий на декабрь 2018 года исполнены 5 гарантирующими поставщиками и 1 независимой энергосбытовой компанией в форме обеспечительных платежей.

 

сайт Совета рынка

28.12.2018
В конце декабря АО «АтомЭнергоСбыт» и Системный оператор провели натурный эксперимента по управлению спросом розничных потребителей электроэнергии. В эксперименте приняли участие предприятия сельскохозяйственной и металлургической отраслей...

В конце декабря АО «АтомЭнергоСбыт» и Системный оператор провели натурный эксперимента по управлению спросом розничных потребителей электроэнергии. В эксперименте приняли участие предприятия сельскохозяйственной и металлургической отраслей, а также приборостроительный, судоремонтный, авторемонтный и щебеночный заводы, гостиничный комплекс и предприятия ЖКХ.

В ходе эксперимента потребители из Мурманской, Смоленской и Курской областей, а также Системный оператор и «АтомЭнергобыт» выполняли обмен уведомлениями на снижение потребления в требуемые часы и сроки, а затем обеспечивали необходимое снижение потребления в нужное время. При этом снижение потребления было запланировано в случайные часы из заранее известных часов пиковой нагрузки в энергосистеме. Иногда при этом увеличивалось потребление в другие часы суток, что абсолютно закономерно, ведь управление спросом не тождественно энергоэффективности или просто снижению потребления.

Генеральный директор АО «АтомЭнергоСбыт» Петр Конюшенко отметил: «Энергосбытовые компании могут играть важную роль в качестве агрегаторов управления спросом. Мы знаем каждого потребителя и понимаем его возможности изменять график нагрузки, у нас есть история его потребления электроэнергии. Сегодня мы одними из первых вызвались пилотировать технологию управления спросом розничных потребителей. В управлении спросом мы видим бизнес с серьезными перспективами. За время проведения пилотных проектов мы выйдем и на технологический консалтинг потребителей, и усовершенствуем системы учета электроэнергии, и создадим алгоритмы и технические средства агрегирования нагрузки потребителей, вплоть до бытовых. Этот новый бизнес органично вписывается в стратегию нашей компании в области цифровизации».

Эксперимент стал самым масштабным из серии организованных Системным оператором подобных экспериментов и продемонстрировал полную готовность электроэнергетической отрасли к внедрению управления спросом.

По словам Заместителя Генерального директора – директора по сбыту Концерна «Росэнергоатом» Александра Хвалько, появление технологий управления спросом открывает новую страницу в истории электроэнергетики. «Сегодня впервые появляются реальные условия для того, чтобы потребитель получил возможность активно влиять на баланс в энергосистеме и участвовать в оптимизации работы рынка, перераспределяя свое потребление. Росэнергоатом, являясь генерирующей компанией, тем не менее, планирует развивать направление управления спросом. Ведь снижая нагрузку в пиковые часы, потребители переносят нагрузку из пиковой части графика в базовую, повышая тем самым эффективность выработки электроэнергии атомными станциями и энергосистемы в целом. Если добавить к этому правильные цифровые решения, то заметная доля этого многомиллиардного в перспективе ближайших лет рынка становится для нас все более реальной».

Проведение эксперимента стало итогом деятельности совместной рабочей группы АО «СО ЕЭС», АО «Концерн Росэнергоатом» и АО «АтомЭнергоСбыт» по развитию технологии управления спросом на электрическую энергию (ценозависимого потребления) на розничном рынке.

 

Сайт АтомЭнергосбыта

09.10.2018
У регуляторов энергетики сформировалось мнение о том, что продолжать стимулирование ВИЭ (возобновляемые источники энергии) на прежних принципах — за счет оптового энергорынка — не нужно...

У регуляторов энергетики сформировалось мнение о том, что продолжать стимулирование ВИЭ (возобновляемые источники энергии) на прежних принципах — за счет оптового энергорынка — не нужно. Главы Минэнерго и «Совета рынка» Александр Новак и Максим Быстров недавно публично предлагали альтернативные механизмы поддержки сектора. По некоторым данным, сходная позиция и у Минэкономики, предлагающего развивать ВИЭ в изолированных энергосистемах. Решение о том, как именно стимулировать зеленую генерацию, в итоге должен принять вице–премьер Дмитрий Козак.

Минэкономики считает, что зеленая энергетика уже «в ближайшем будущем» в РФ сможет конкурировать с традиционной генерацией «на общерыночных принципах» и без господдержки, говорится в письме замминистра Михаила Расстригина в Минэнерго, сообщает «Коммерсант», который располагает копией документа. Минэкономики видит основной потенциал развития ВИЭ на изолированных территориях, где сейчас энергоцены доходят до 60 руб. за 1 кВт•ч, или на розничных рынках, в частности в секторе «микрогенерации». Для изолированных территорий Расстригин предложил разработать программу модернизации дизельной генерации на базе ВИЭ.

По данным газеты, позиция Минэкономики — ответ на разосланное ведомствам августовское обращение главы УК «Роснано» Анатолия Чубайса вице–премьеру Дмитрию Козаку. Чубайс отмечал необходимость продолжения поддержки ВИЭ, говоря о том, что к 2024 году, когда завершит действие текущий механизм, технологии зеленой энергетики могут еще не достичь в РФ «стоимостной конкуренции с традиционной генерацией», а оборудование не сможет конкурировать на экспортных рынках. Глава «Роснано», ссылаясь на анализ НИУ ВШЭ, ЦСР и Vygon Consulting, писал о рисках потери 10 тыс. рабочих мест в результате сворачивания производств, а также о расчетном спаде ВВП на 40 млрд. руб. Суммарные инвестиции в зеленую генерацию и производство оборудования до 2024 года он оценил в 640 млрд. руб.

Сейчас поддержка ВИЭ идет за счет повышенных выплат с оптового энергорынка: договоры на поставку зеленой мощности (ДПМ ВИЭ) гарантируют возврат инвестиций за 15 лет. Программа кончается в 2024 году, и инвесторы в ВИЭ с прошлого года активно лоббируют ее продолжение. Ключевым успехом стало упоминание ВИЭ в поручении президента от 12 декабря, где были описаны основные сектора отрасли, которые надо развивать (Владимир Путин согласился на модернизацию ТЭС за счет оптового рынка, добавив туда АЭС, сети и изолированные энергосистемы), напоминает «Коммерсант».

В Минэкономики и Минэнерго изданию отметили, что вопрос о поддержке ВИЭ в стадии обсуждения. Но министр Александр Новак в интервью газете в начале октября говорил, что решение о поддержке не принято. «Мы думаем, что ее нужно продлевать, и обсуждаем параметры по мощности и периоду»,— отмечал он, уточнив, что это может быть субсидирование ставки по кредитам. Министр подчеркнул, что с ростом конкурентоспособности ВИЭ «нагрузка на рынок должна снижаться, в перспективе сойти к нулю». Глава «Совета рынка» Максим Быстров на Российской энергонеделе говорил, что «субсидировать ВИЭ полностью за счет рынка на следующем этапе — неправильный подход», а «энергетики для ВИЭ сделали уже все: собрали деньги с рынка». По его мнению, наиболее логично развитие ВИЭ в изолированных энергосистемах, где ДПМ неприменимы из–за отсутствия оптового рынка.

ВИЭ без поддержки в РФ неконкурентоспособны, считает Наталья Порохова из АКРА, слова которой приводит газеты, так как у нас электроэнергия — «одна из самых дешевых в мире», в частности, из–за дешевого газа. «Анатолий Чубайс в других интервью говорил, что дешевый газ убивает наше энергомашиностроение, новые технологии неконкурентопособны»,— напоминает эксперт. При этом тарифы ВИЭ в России очень высоки, продолжает госпожа Порохова, в два–три раза выше, чем в ЕС. Минэкономики де–факто предлагает искать для ВИЭ конкурентоспособные сегменты, замечает она, но изолированные районы — «очень маленькая ниша, самая оптимистичная оценка рынка — 200 МВт в год».

В сравнении LCOE (приведенная стоимость 1 кВт•ч в расчете на жизненный цикл) ВИЭ и конечного энерготарифа нет смысла, считает Алексей Жихарев из Vygon Consulting, так как в него «зашиты» оплата сетей, перекрестное субсидирование, спецнадбавки оптового рынка (их объем более 480 млрд. руб. в год). «В рынке не выживет ни одна новая электростанция»,— заметил он. ВИЭ на Дальнем Востоке надо развивать, считает господин Жихарев, но вместо замещения дизельгенерации ВИЭ там ввели льготные энерготарифы. «Емкость рынка там с трудом превышает 500 МВт, для стимулирования НИОКР производство оборудования должно быть более 2 ГВт в год»,— говорит он, пишет «Коммерсант».

 

Коммерсант

08.10.2018
Минстрой предпринял новую попытку очистить рынок управления многоквартирными домами от недобросовестных игроков...

Минстрой предпринял новую попытку очистить рынок управления многоквартирными домами от недобросовестных игроков. Предложено исключить возможность учредителей создавать новые управляющие компании (УК) в случае, если ранее они были лишены права на эту деятельность по дискредитирующим обстоятельствам. Для работающих УК обнаружение взаимосвязи с лицами, потерявшими такое право, будет грозить аннулированием разрешения на этот бизнес. Эксперты признают актуальность проблемы «компаний-клонов», но предупреждают, что при формальном подходе могут пострадать и добросовестные участники рынка, создающие группы УК.

Минстрой предлагает ужесточить требования к лицензированию управляющих компаний — проект изменений в Жилищный кодекс размещен на regulation.gov.ru. Новым условием для получения лицензии на управление многоквартирным домом (МКД) станет отсутствие у УК связи с лицом, которое такого права по каким-либо причинам лишилось. Наличие таких связей (вхождение в группу лиц) станет основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании разрешения на управление МКД.

Отметим, что сейчас УК могут лишиться права управления домами в случае совершения двух грубых нарушений — например, при ненадлежащем содержании систем внутреннего газового оборудования и наличии задолженности перед ресурсоснабжающей организацией (РСО) в течение двух месяцев.

В Минстрое “Ъ” пояснили, что проблема аффилированности с УК, лицензии которых были аннулированы, крайне актуальна — ведомство предлагает механизм исключения с рынка лиц, которые в мошеннических целях образуют группу. «Случаи, когда одни и те же лица входят в состав учредителей или руководителей нескольких УК, встречается весьма часто, и поэтому считаем объективным совокупно оценивать добросовестность и качество их работы»,— рассказывают в ведомстве. Учитываться будет не только связь с лишенными лицензии, но и с лицами, лицензия которых была прекращена по их собственной инициативе. По мнению Минстроя, это позволит предотвратить ситуации, когда недобросовестные УК с неисполненными обязательствами перед жильцами или долгами перед РСО добровольно прекращают свою деятельность.

Глава ассоциации «ЖКХ и городская среда» Алексей Макрушин важность проблемы «компаний-клонов» подтверждает: «Зачастую учредители получают лицензии на группу компаний, чтобы, когда одну из них лишат права управления домом, на ее месте тут же появилась другая». Однако эксперт задается вопросом: поможет ли предложенная мера, ведь для регистрации таких УК могут находить новых председателей. При этом, предупреждает Алексей Макрушин, «надо найти грань между очевидно криминальными схемами, когда компании дробятся и не платят, и случаями, когда добросовестный бизнес по каким-то причинам создает группу УК».

С ним соглашается исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева: «С одной стороны, есть случаи, когда УК ведут себя отвратительно и их не всегда получается убрать с рынка, с другой — есть серьезные опасения, что власти могут подойти к этому формально». На рынке, поясняет она, работает несколько крупных групп компаний — если одна из УК лишится лицензии, то может пострадать весь холдинг. По мнению Светланы Разворотневой, серия ужесточений деятельности УК дает возможность вести недобросовестную конкурентную борьбу по удалению компаний с рынка по надуманным основаниям.

Отметим, кампания по борьбе с недобросовестными УК ведется Минстроем уже несколько лет: с 2014 года было введено лицензирование их деятельности, которое позволило отсеять 13% организаций. Лицензионный контроль предполагает, что УК имеет право обслуживать только те дома, которые внесены в ее лицензию. По данным государственной информационной системы ЖКХ, сейчас в стране действуют более 21 тыс. лицензий управляющих компаний.

 

Коммерсант

29.03.2018
Эксперты и представители бизнеса в очередной раз раскритиковали предложения Минэнерго РФ и «Россетей» по массовому внедрению интеллектуальных систем учета электроэнергии...

Эксперты и представители бизнеса в очередной раз раскритиковали предложения Минэнерго РФ и «Россетей» по массовому внедрению интеллектуальных систем учета электроэнергии. Соответствующий законопроект сейчас рассматривается в Госдуме (см. «НГ» от 28.03.18). Новый раунд дискуссий прошел на днях на площадке комиссии РСПП по электроэнергетике.

По мнению Минэнерго, закон даст новый инструмент для борьбы с хищениями электроэнергии. В «Россетях» посчитали: по планам, 14 млн «умных счетчиков», которые полностью охватят весь периметр ответственности компании, позволят снизить потери на 30%. Это якобы совершенно точно даст достаточную финансовую экономию, чтобы профинансировать программу за счет нетарифных источников – собственных и заемных средств. Надо лишь сохранить за сетевыми организациями эту экономию на 10-летний инвестиционный период.

Как считает первый заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Валерий Селезнев, «для этого можно просто внести изменения в закон 261-ФЗ (об энергосбережении и энергоэффективности. – «НГ») – и не надо городить огород с законопроектом, который мы рассматриваем». Правда, даже если оставить сетевым организациям сэкономленную часть тарифа, период окупаемости составит лет 100, уточнил парламентарий. По его мнению, «Россети» умалчивают о некоторых сторонах вопроса. Заявленная компанией цена «оприборивания» – 158 млрд руб., но это лишь часть более глобального проекта «Россетей» по цифровизации электросетевого комплекса стоимостью 1,3 трлн руб. (на деле, полагает Селезнев, он будет стоить в несколько раз дороже). А уже по нему точно возникает дефицит финансирования (см. «НГ» от 06.03.18 и 16.03.18 ). «Россети» предлагают освободить их от льготных техприсоединений, но мы понимаем, что это утопия – не сделает этого президент, – уверен депутат. – Еще одно – введение принципа «бериили плати». Но это сразу нанесет удар по бизнесу. Получить техусловия и выйти на полную заявленную мощность – это разные вещи».

Для исполнения решения президиума Совета законодателей РФ от 24 апреля 2017 года при подготовке поправок ко второму чтению законопроекта обсуждается вопрос переноса ответственности за организацию учета с граждан на ресурсоснабжающие организации. Это может привести к увеличению перекрестного субсидирования, предупредила председатель правления Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Наталья Невмержицкая: «В отношении многоквартирных домов и многих других случаях источником финансирования не может быть экономия сетевых компаний, так как она в этих случаях отсутствует. Если вопрос по гражданам может потребовать решения через сетевой тариф, то, учитывая его предельные ограничения, не исключено, что это увеличит перекрестное субсидирование».

Эксперт не понимает, зачем нужно решать задачу учета за прочих потребителей – юридических лиц: на них в свое время, наоборот, была возложена эта обязанность и заданы определенные требования: «Функционал систем учета, который может потребоваться потребителям, гораздо шире, чем нужен сетевым компаниям. Эти вещи нельзя «зашить» в минимальные требования (к системам учета. – «НГ»), потому что они опциональны. Придется решать задачу два раза – сначала сеть поставит свой прибор учета, а потом потребитель – тот, который нужен ему. Но тогда мы заведомо начинаем увеличивать издержки».

«Существующий порядок организации учета электрической энергии и механизмы, стимулирующие установку приборов учета, достаточны для соблюдения баланса интересов потребителей и энергоснабжающих организаций, а также для повышения эффективности электросетевых организаций в вопросах учета электрической энергии и снижения потерь, – полагает начальник департамента развития розничного рынка и сетей «Сообщества потребителей энергии» Валерий Жихарев. – Создание на базе сетевых организаций единой системы учета электрической энергии и включение расходов на оприборивание отдельных категорий потребителей в тариф на услуги по передаче электрической энергии приведет к росту перекрестного субсидирования. Определение приборов учета сетевых организаций в качестве расчетных удаляет расчетные приборы учета от точек поставки электроэнергии потребителей и ведет к росту разногласий по данным учета, не позволяя снизить потери электрической энергии. Фактически предлагается перенести учет электрической энергии на сторону сетевых организаций, не решая проблему потерь электрической энергии, а перекладывая ее на потребителей услуг по передаче электрической энергии и усиливая монопольное положение сетей».

Директор по работе с естественными монополиями РУСАЛа Максим Балашов отметил, что у потребителей складывается ощущение, что обсуждаемые преобразования планируется провести за их счет: «Между тем объем перекрестного субсидирования, который есть сейчас и который еще предстоит оплачивать, – это серьезные цифры: в сетевом тарифе 229 млрд руб., с которыми мы никак не можем справиться – решение до сих пор не найдено, хотя есть поручение правительства. Расчеты говорят о том, что без роста тарифа для потребителя сделать ничего невозможно. А если рост остается в пределах инфляции, значит, увеличатся «перекрестки». Нужно прописывать какие-нибудь ограничения, чтобы в очередной раз не ударить по потребителям».

Планы «Россетей» вызвали и другие претензии. Например, непонятно, кто должен будет оплачивать потери, возникшие в проблемных зонах, в частности, бесхозяйных сетях. Напомнили представителям Минэнерго и «Россетей» и об указе президента от 21 декабря прошлого года, согласно которому создание монополий в сферах, которые еще не монополизированы, запрещается. Примечательно, что участникам дискуссии – представителям бизнеса, привыкшим оперировать конкретными цифрами – так и не были представлены данные по финансовому эффекту от реализуемых в Калининградской, Ярославской и Тульской областях пилотных проектах «Россетей» по установке «умных счетчиков». Между тем из решения совета директоров компании, состоявшегося 22 декабря прошлого года, следует, что в целом они убыточны – менеджменту было поручено принять меры по выходу на их безубыточную реализацию.

Без ответа остался и вопрос: если «Россети» обладают возможностью за счет нетарифных источников проинвестировать программу стоимостью более чем 1 трлн руб. – означает ли это, что без этой программы нынешний тариф имеет потенциал к снижению на ту же сумму? Для потребителей это отнюдь не праздный интерес: за их счет в энергетической отрасли реализована уже целая серия масштабных проектов (например, договоры предоставления мощности – ДПМ), и им хотелось бы увидеть их плоды. А снижение тарифа – ключевая задача, ради которой все эти проекты осуществлялись. Но никаких альтернатив обсуждаемой программе представлено не было. В связи с чем возникают сомнения – не станет ли она очередным способом решить проблемы отдельных участников рынка без какой бы то ни было пользы для добросовестных потребителей, но за их счет.

 

Независимая газета

28.03.2018
Один из крупнейших частных энергосбытовых холдингов РФ «Межрегионсоюзэнерго» (МРСЭН) фактически остался без бизнеса...

Один из крупнейших частных энергосбытовых холдингов РФ «Межрегионсоюзэнерго» (МРСЭН) фактически остался без бизнеса. Минэнерго за долги лишило компании холдинга статуса гарантирующего поставщика (ГП) в его регионах — Вологодской и Свердловской областях и Хакасии. Теперь право вести энергосбытовой бизнес на этих территориях будут выставлено на конкурсы.

Минэнерго лишило статуса гарантирующего поставщика электроэнергии «Вологдаэнергосбыт», «Хакасэнергосбыт» и «Роскоммунэнерго» (работает в Свердловской области). Все три энергосбыта входят в МРСЭН Юрия Шульгина и Эльдара Османова, активно развивавшее бизнес в конце 2000-х и первой половине 2010-х годов. Еще один ГП холдинга — «Архэнергосбыт» — лишился статуса с января. Сейчас по закону полномочия ГП в этих регионах временно переданы местным сетевым компаниям — входящим в «Россети» МРСК Сибири, МРСК Северо-Запада и МРСК Урала.

Статус ГП обязывает энергосбыт принимать заявки на энергоснабжение от любого розничного потребителя. Энергию на оптовом энергорынке самостоятельно или через договор с другой энергосбытовой компанией закупают лишь крупные потребители. Это делает ГП фактическим монополистом в регионе с большой выручкой, но небольшой прибылью (сбытовую надбавку — маржу — ГП утверждает регулятор). При росте долгов ГП на оптовом рынке компанию могут лишить этого статуса, новый постоянный ГП выбирается на конкурсе: претендент обязан погасить долг предшественника или его часть. Статус временного ГП дается сетям не более чем на год. Как сообщили в Минэнерго, конкурсы на статус ГП пройдут не ранее чем через четыре месяца.

МРСЭН стало уже вторым крупным частным энергосбытовым холдингом, потерявшим бизнес из долгов. В 2013 году лишились статуса ГП более десяти компаний группы «Энергострим» Юрия Желябовского (их долг на оптовом рынке тогда оценивался более чем в 20 млрд.руб.). Затем Минэнерго лишало статуса лишь отдельных ГП. МРСЭН в течение нескольких лет конфликтовало с компаниями «Россетей»: сетевой холдинг сообщал о наличии у ГП холдинга долгов перед сетями (в мае прошлого года они оценивались более чем в 10,5 млрд. руб.). А в 2014 году «Архэнергосбыт» критиковали на высшем уровне: Владимир Путин после жалобы губернатора области Игоря Орлова дал поручение проработать смену ГП в регионе. Но несмотря на это, сбыты МРСЭН продержались на рынке до начала этого года.

Сейчас у «Роскоммунэнерго» почти годовая задолженность более чем на 1 млрд. руб. за передачу энергии (по данным МРСК Урала). В МРСК отмечают, что долг взыскивают по двум исполнительным листам, подано очередное заявление о банкротстве сбыта. Банкротства других ГП МРСЭН также не раз требовали (например, МРСК Северо-Запада в 2017 году подавала иск к «Архэнергосбыту» за долг в 755 млн. руб.), но безуспешно. В «Россетях» сообщили, что на 1 марта долг «Хакасэнергосбыта» — 1,7 млрд.руб., «Вологдаэнергосбыта» — 0,4 млрд. руб.

Успешность конкурса на статус ГП зависит от доходности региона и платежной дисциплины. По мнению главы Ассоциации ГП и энергосбытовых компаний Натальи Невмержицкой, насколько территории будут интересны другим игрокам, зависит от условий конкурса. Напомним, что в Бурятии найти нового ГП несколько лет назад удалось под условие погашения лишь 10% долгов прежнего сбыта, а в феврале структура «Интер РАО» получила статус ГП во Владимирской области с обязательством гасить 40% долгов «Владимирэнергосбыта» (530 млн. руб.). Крупные энергосбытовые холдинги не подтвердили “Ъ” интерес к территориям ГП МРСЭН. Лишенные статуса ГП могут обжаловать приказ Минэнерго в суде. Но, отметила госпожа Невмержицкая, случаи успешного обжалования неизвестны.

 

Коммерсант

12.02.2018
В борьбе за звание лучшей энергосбытовой компании по итогам 2017 года в 5 конкурсных номинациях приняли участие 64 компании из 41 регионов...

7 февраля 2018 г. подведены итоги VIII-го Всероссийского конкурса «Лучшая энергосбытовая компания России», организованного интернет-порталом «ЭнергоНьюс».

В борьбе за звание лучшей энергосбытовой компании по итогам 2017 года в 5 конкурсных номинациях приняли участие 64 компании из 41 регионов. Конкурсантов оценивало экспертное жюри, в чей состав вошли специалисты электроэнергетики из двадцати российских регионов.

Самая острая борьба развернулась в номинации «Максимально клиентоориентированная энергосбытовая компания» . В номинации оценивались основные принципы и практика обслуживания юридических и физических лиц: доступность офисов и центров обслуживания, многообразие и вариативность способов оплаты услуг, стимулы повышения заинтересованности и лояльности клиентов, а также стандарты очного, заочного и интерактивного обслуживания клиентов.

В итоге первое место присуждено АО «Татэнергосбыт» (г. Казань, Республика Татарстан). Второе – АО «Тюменская энергосбытовая компания» (г. Сургут, ХМАО-Югра), третье – ОАО «Новосибирскэнергосбыт» (г. Новосибирск).

Высока оказалась конкуренция и в номинации «Энергосбытовая компания с самым широким спектром услуг» , где оценивался спектр основных и дополнительных услуг, предлагаемых компаниями: продажа и установка счетчиков электроэнергии, воды, тепла, внедрение АИИС КУЭ, электромонтаж, энергосервис, энергоаудит и т.д., а также отдельно – проекты, реализованные по этим направлениям деятельности в 2017 г.

Первое место в номинации завоевало АО «Татэнергосбыт» , второе разделили между собой сразу три компании: ПАО «Кузбассэнергосбыт» , (г. Кемерово), ПАО «ТНС энерго Ярославль» (г. Ярославль), ПАО «Костромская сбытовая компания» (г. Кострома); третье место присуждено ОАО «Новосибирскэнергосбыт» .

Первое место в номинации «Энергосбыт + энергосбережение» , где оценивался как набор услуг, так и реализованные в этой сфере проекты, присуждено ООО «Транснефтьэнерго» (г. Москва). Второе место – у ОАО «Новосибирскэнергосбыт» , третье – АО «Татэнергосбыт» .

Специальным призом в этой номинации отмечено ООО «Магнитогорская энергетическая компания» (г. Магнитогорск, Челябинская область).

Победителем в номинации «Наиболее информационно открытая энергосбытовая компания» признано АО «Тюменская энергосбытовая компания» .

В номинации оценивалась деятельность компаний в публичном информационном пространстве, включая местные, региональные и федеральные печатаные и электронные СМИ, а также корпоративные сайты. Второе место присуждено ПАО «ТНС энерго Кубань» (г. Краснодар), третье – АО «Татэнергосбыт» .

Первое место в номинации «Социально ответственная энергосбытовая компания» также присуждено АО «Тюменская энергосбытовая компания» . Второе досталось АО «Татэнергосбыт» , третье - ПАО «Костромская сбытовая компания»

Гран-при конкурса и звание «Лучшая энергосбытовая компания России-2017» присуждено АО «Татэнергосбыт». Компания была представлена во всех конкурсных номинациях, показав в каждой высокий результат и набрав в общей сложности максимальное количество экспертных баллов.

Организатор конкурса – интернет-портал «ЭнергоНьюс» поздравляет победителей и приглашает все энергосбытовые компании к участию в IX Всероссийском конкурсе «Лучшая энергосбытовая компания России» осенью 2018 г.

 

Портал ЭнергоНьюс

21.07.2017
В Минкомсвязи России предложили ФАС включить в расчет тарифов ресурсоснабжающих организаций издержки на подключение компаний к ГИС ЖКХ, сообщил на заседании методического совета ФАС России по тарифному регулированию заместитель главы министерства Михаил Евраев...

В Минкомсвязи России предложили ФАС включить в расчет тарифов ресурсоснабжающих организаций издержки на подключение компаний к ГИС ЖКХ, сообщил на заседании методического совета ФАС России по тарифному регулированию заместитель главы министерства Михаил Евраев.

«К нам обратилось достаточное количество ресурсоснабжающих организаций, которые несут большие издержки при доработке своих систем для интеграции с ГИС ЖКХ. На наш взгляд, эти издержки носят обоснованный характер, поэтому мы, как заказчики системы, обращаемся в ФАС с предложением о включении обоснованных расходов в тарифную составляющую ресурсоснабжающих организаций», - сказал М.Евраев.

При этом замглавы Минкомсвязи подчеркнул, что данная инициатива не вызовет роста тарифов для конечных потребителей.

«Мы собственный анализ сделали и, считаем, что это не отразится на тарифах, примерно к тарифу на электроэнергию прибавится 40-50 коп. в месяц», - добавил М.Евраев.

19.07.2017
Минстрой "нарисовал" портрет типичного должника за свет, газ и воду. И он почти полностью совпал с недавними выкладками Федеральной службы судебных приставов...

Минстрой "нарисовал" портрет типичного должника за свет, газ и воду. И он почти полностью совпал с недавними выкладками Федеральной службы судебных приставов. Одними из самых злостных неплательщиков оказались люди состоятельные.

Парадокс? Не более чем другое явление: строительство жилья падает, а ипотека дешевеет, стремительно растет число взятых жилищных кредитов. Почему так происходит, "Российской газете" рассказал министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Михаил Мень. А также о том, что делать, если рядом с вашим новым домом не построили, как обещали, детский сад, магазин и прочую очень нужную инфраструктуру.

- Михаил Александрович, судебные приставы уверяют, что самые большие коммунальные долги им приходится взыскивать в богатых регионах. В среднем на одного должника приходится по 53 тысячи недоимки. В регионах с меньшими бюджетами - от 9 до 14 тысяч.

Михаил Мень: Мы изучали портрет неплательщика. Как правило, это либо асоциальные категории, либо владельцы инвестиционных квартир. Люди покупают их на будущее - для детей или чтобы сохранить свои средства. Это нормально. Люди верят в недвижимость, это хорошо. Но если они думают - я здесь не живу, зачем платить? - то возникают проблемы. Дом отапливается, обслуживается, подъезд убирают и так далее - конечно, за эти услуги надо платить. Кстати, самыми ответственными плательщиками являются наши пенсионеры.

- И каков общий долг по коммуналке в стране?

Михаил Мень: Объем общей задолженности сейчас составляет 1,34 триллиона рублей, из них долги населения 645 миллиардов рублей. Это примерно половина. И в сообщении судебных приставов, скорее всего, речь идет обо всех должниках: физических и юридических лицах. Жители в основном очень дисциплинированно платят за ЖКХ. Среди них лишь 6 процентов имеют долги по жилищно-коммунальным услугам. Правда, в последнее время эта цифра ухудшилась, раньше среди населения было 4 процента неплательщиков.

Убрать посредников

Так кто же попал во вторую группу неплательщиков, кто эти юрлица?

Михаил Мень: Это долги посредников, например, управляющих компаний. Мы надеемся, что решим эту проблему, устранив посредников между гражданами как потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими компаниями. Это позволит снизить размер долгов за поставленные ресурсы.

В Госдуме сейчас два законопроекта, которые позволят жильцам заключать прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями. Минстрой какую из этих инициатив поддерживает?

Михаил Мень: У нас есть собственный законопроект. Он сейчас обсуждается на площадке правительства. Основным предметом дискуссии было то, что во многих регионах, например, в Москве, хорошо работают ЕИРЦ. И изменение системы расчетов за коммунальные услуги не должно разрушить эту систему. Мы нашли решение, при котором регион имеет возможность сохранить работающую схему расчетов, но в любом случае средства на счета управляющих компаний не попадают. Детали сможем раскрыть, когда документ пройдет все стадии согласования в правительстве. Он может быть рассмотрен в Госдуме в осеннюю сессию.

Накапало

- Когда были введены платежи на капремонт, многие отказывались их платить. Как сейчас?

Михаил Мень: Сегодня потребители увидели эффективность систем капитального ремонта, у нас собираемость платежей составляет порядка 87 процентов и по сравнению с 2015 годом она выросла на 8,5 процента. В 15 регионах собираемость взносов превысила 90 процентов. Кроме того, темпы проведения ремонтов в 2016 году по сравнению с 2015 годом выросли в два раза. Это очень хороший результат. Это говорит о том, что поменялось отношение людей. Если два года назад к нам обращались с вопросами, зачем это нужно, то теперь обращения уже другого порядка. Они касаются конструктивных вещей, контроля над тем, как расходуются деньги, очередности ремонтов.

- Сейчас регионы сами следят за выполнением капремонта на своей территории. Но скоро этим займется минстрой. Почему?

Михаил Мень: Мы видим, что регионы с капремонтом справляются. Но хотим сделать лучше муниципальные практики по капремонту, нам важно видеть картину по стране, но при этом не вмешиваясь в работу регионов. Речь идет только о контроле и отчетности.

- Красноярские депутаты недавно предложили освободить покупателей квартир в новостройках от взносов на капремонт в течение пяти лет. Говорят, столько действует гарантия от застройщика. Это исключительно местная инициатива?

Михаил Мень: Мы дали такую возможность всем региональным законодателям еще в 2015 году. У них есть право выбора, и это один из примеров, когда депутаты пошли именно этим путем. Жилищным кодексом в этой части предусмотрена только верхняя граница, что "каникулы по уплате взносов" не должны превышать 5 лет, что как раз и является гарантийным периодом от застройщика.

- А вы как считаете, надо другим регионам поступить, как в Красноярске?

Михаил Мень: Это их право. Хотя мы не очень приветствуем эту практику. Потому что владельцы квартир в новостройках, если начинают платить сразу, к моменту, когда дом будет требовать капремонта, смогут сделать его в нужных объемах и с лучшими технологиями, особенно, если решат копить на спецсчете дома. К примеру, замена одного лифта обойдется примерно в миллион, его еще накопить нужно. Ну и, если посмотреть глобально, то платежи с момента сдачи дома оправданы. В общий "котел" сбрасываются все, и более нуждающимся ремонт делают первым за счет этих средств. А потом подходит очередь домов более поздней постройки.

Сейчас мы запустили программу по кредитованию капремонта. Это позволяет обеспечить совсем другое качество жизни людям сейчас, а потом они уже платежами по капремонту рассчитываются по этим кредитам. Неплохо пошла такая программа по замене лифтов. Наши заводы по производству лифтов пошли навстречу, они предоставляют товарный кредит, что позволяет менять лифты по всей стране.

- Но сами жители по этим кредитам не платят?

Михаил Мень: Нет. Этим занимаются региональные операторы. За счет собранных взносов они погашают товарный кредит. В проекте по ускоренной замене лифтового оборудования уже более 20 регионов подтвердили свое участие. Мы посчитали, что за несколько лет сможем обновить лифтовое хозяйство и дать работу нашим заводам-производителям. И все это без серьезного задействования бюджетных средств.

Ипотека в ударе

- В этом году интересная ситуация сложилась. У нас объемы жилищного строительства падают, а ипотечное кредитование растет. Почему это происходит?

Михаил Мень: Незначительное снижение объемов ввода индустриального жилья связано с тем, что в этом году вводятся те дома, строительство которых начиналось в острую фазу экономического кризиса 2015 года. В тот момент достраивали предыдущие объекты и откладывали начало строительства новых. При этом отметим, что стандартное жилье (эконом-класс) третий год показывает рост во многом благодаря многочисленным федеральным программам по жилищному стимулированию.

Что касается ипотеки, то здесь совместными усилиями Минстроя и Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) удалось добиться значительного снижения ставки и соответственно роста ипотечного кредитования. Напомню, почти два года подряд по решению правительства России мы софинансировали ипотечную ставку на покупку жилья на первичном рынке, чтобы сохранить доверие к институту ипотеки и поддержать жилищный строительный сектор.

Средняя ставка по ипотеке сегодня рекордно низкая: 10,9% на первичном рынке и 11,5% - на вторичном

В результате, на 1 июня объем выданных кредитов увеличился на 11,7 процента по сравнению с прошлым годом, а количество выросло на 5 процентов. А к примеру, если сравнивать май 2016 и 2017 года, то рост взятых ипотечных кредитов составил 28 процентов. При этом средняя ставка продолжает снижаться, сегодня она достигла рекордно низкого уровня: 10,9 процента на первичном рынке, 11,5 процента - на вторичном.

- Но люди выбирают не только квадратные метры, но и среду, в которой хотят жить. Садики, школы, дороги и парки. Но не всегда буклет в отделе продаж соответствует действительности. Как отстоять свои интересы?

Михаил Мень: При покупке нужно обязательно смотреть тот инвестиционный контракт, который заключен с регионом. Застройщики должны показывать подобного рода документы и рассказывать об инвестиционных планах. Там всегда указываются, какие социальные объекты запланированы рядом с домами и как будет выглядеть общественная среда микрорайона. Не везде социальные объекты строит застройщик. Инвесторы в регионах, где цена квадратного метра высокая, делают это. Но это может быть 5-6 регионов, не больше. В остальных строит государство.

С этого года 20 миллиардов рублей заложено в бюджет на программу стимулирования жилищного строительства. Мы в 32 регионах реализуем 60 проектов, это строительство внутриквартальных дорог, детских садов, поликлиник, школ в строящихся микрорайонах. У субъектов не хватает денег на эти объекты, у застройщиков тоже. Это главный вызов сегодняшнего дня. Если не поддерживать региональных застройщиков и власти, то могут замедлиться объемы ввода жилья.

Тарифы: истина посередине

С 1 июля произошло повышение тарифов ЖКХ. Конечно, многие хотели бы, чтобы тарифы не повышались вообще. Такое возможно?

Михаил Мень: Тарифами у нас занимается ФАС. Но, конечно, мы участвуем в этом процессе. Есть два полюса мнений о формировании тарифа. Первый: нужно заморозить их в том состоянии, в котором они есть. Другая радикальная точка зрения заключается в том, чтобы тарифы отпустить и сделать их максимально рыночными. Вроде бы логичное предложение, и большинство стран с давней рыночной экономикой так живут.

Жизненный опыт подсказывает, что истина где-то посередине. Мы сейчас ограничиваем совокупный рост коммунального тарифа, ведь для потребителя в первую очередь важно, что в платежке стоит в графе "итого". Вот эту цифру мы не даем повышать выше индекса совокупного платежа за коммунальные услуги - все годы существования Минстроя России этот рост ниже инфляции. В этом году в среднем по стране он равен 4 процентам, это самое низкое повышение за последние пять лет.

Индекс дифференцирован по субъектам РФ

- Где-то повышение платежей может составить 3 процента, а где-то 5. Сегодня эта схема работает эффективно. Во всяком случае, последние два года мы видим, что пиковых скачков коммунальных платежей по регионам не наблюдается. У региона нет возможности превысить этот предельный индекс?

Михаил Мень: Обоснованность повышения тарифов выше индекса роста совокупного платежа может быть только одна - это инвестиции в модернизацию. Например, появление услуг, которых раньше не было в платежном документе, допустим, не был муниципалитет газифицирован. И вот в нем появился газ, а вместе с этим и платежи граждан за газ. Другой вариант, когда пришел концессионер и готов повысить качество услуг или ресурсов. Простой пример, в населенном пункте вода идет с примесью железа. Приходит концессионер и говорит, что готов построить за три года станцию, которая решит эту проблему. Для этого на три года нужно будет поднять тарифы. Три года платим повышенные тарифы и получаем чистую воду.

Но это именно отдельные примеры. В абсолютном большинстве случаев тариф повышается в соответствии с индексом роста совокупного платежа. Подчеркну лишь то, что речь идет именно о коммунальных тарифах (вода, газ, свет), за жилищные услуги (домофон, уборка двора, текущий ремонт и т.д.) жители платят в зависимости от решений собственников жилья с управляющей компанией. Государство в этот процесс, как правило, не вмешивается. Здесь жители могут сами влиять на тарифы на общедомовых собраниях.

 

Российская газета

18.07.2017
Энергосбытовые компании и производители энергии обратились к вице-премьеру РФ Аркадию Дворковичу с просьбой вынести на рассмотрение правительственной комиссии вопрос о выполнении Минобороны поручений по погашению долгов перед ресурсниками...

Энергосбытовые компании и производители энергии обратились к вице-премьеру РФ Аркадию Дворковичу с просьбой вынести на рассмотрение правительственной комиссии вопрос о выполнении Минобороны поручений по погашению долгов перед ресурсниками.

Соответствующее письмо опубликовано на сайте ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний (НП ГП и ЭСК). Документ подписан председателем правления этой ассоциации Натальей Невмержицкой и директором ассоциации "Совет производителей энергии" Игорем Мироновым.

Речь идет о поручениях правительства Минобороны принять меры по недопущению формирования задолженности за коммунальные услуги перед ресурсоснабжающими организациями и погашению имеющихся долгов структур ведомства. Как отмечается в письме, "к настоящему моменту не зафиксировано сокращения дебиторской задолженности перед поставщиками ресурсов, равно как и повышения платежной дисциплины подведомственных Минобороны России учреждений".

Производители и поставщики энергии отмечают, что ситуация усугубляется - дебиторская задолженность растет и по недавно созданному ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны. Эта организация создана 1 апреля, занимается предоставлением коммунальных услуг для нужд силового ведомства.

Согласно документу, по данным 18 теплоснабжающих компаний на 1 июня долги Минобороны и его структур за тепло составили 7,38 млрд руб. (+18,68% по сравнению с началом года). При этом только по одной компании долг с начала года не изменился - это РЭУ с задолженностью в 3,21 млрд руб., по остальным структурам он рос. За электроэнергию долги увеличилась с начала года на 62,27%, до 13,14 млрд руб. (по данным 83 гарантирующих поставщиков). Незначительно снизил долг "Оборонэнергосбыт" - с 5,38 млрд руб. до 4,79 млрд руб. на фоне отсутствия потребления. По другим структурам задолженность за электроэнергию росла.

"Из изложенного следует, что поручение о принятии Минобороны России мер по недопущению увеличения и погашению существующей задолженности перед РСО не выполнено", - подчеркивается в совместном письме сбытов и генерирующих компаний.

 

ИНТЕРФАКС

21.04.2017
"Если с 1 января 2018 года информация не размещена в ГИС ЖКХ, человек получает право не платить за услуги до тех пор, пока эта информация не будет размещена в системе. Мы вводим экономическую мотивацию - нет информации, нет денег"...

Государственная информационная система ЖКХ создается Минкомсвязи совместно с Минстроем РФ

Россиянам с 2018 года разрешат на законных основаниях не оплачивать коммунальные услуги в том случае, если их управляющая компания не разместила необходимую информацию в Государственной информационной системе (ГИС) ЖКХ. Об этом сообщил журналистам в кулуарах Красноярского экономического форума (КЭФ-2017) заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Михаил Евраев.

"Если с 1 января 2018 года информация не размещена в ГИС ЖКХ, человек получает право не платить за услуги до тех пор, пока эта информация не будет размещена в системе. Мы вводим экономическую мотивацию - нет информации, нет денег", - сказал Евраев.

Кроме того, по его словам, если компания не разместит данные в системе, ее привлекут к административной ответственности. В первый раз за несвоевременное предоставление информации виновным будет выдано предупреждение, а в дальнейшем предусмотрен штраф в размере 30 тыс. рублей для управляющих компаний и 200 тыс. рублей - для ресурсоснабжающих организаций.

Электронная информационная система ГИС ЖКХ создается Минкомсвязи совместно с Минстроем РФ для мониторинга состояния расчетом между участниками сферы ЖКХ, а также получения информации об объектах жилого фонда и связанных с ними программах в режиме реального времени. Она также предоставит возможность оплачивать коммунальные услуги и формировать реестр управляющих компаний.

Красноярский экономический форум открылся накануне и завершится 22 апреля. Его главная тема - "Российская экономика: повестка 2017-2025". ТАСС является стратегическим информационным партнером форума.

 

ТАСС

14.04.2017
Представители энергосбытового сообщества обсудили широкий круг практических вопросов применения новых правил в жилищно-коммунальном хозяйстве, введенных постановлением Правительства № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме»...

Представители энергосбытового сообщества обсудили широкий круг практических вопросов применения новых правил в жилищно-коммунальном хозяйстве, введенных постановлением Правительства № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме».

Первая часть круглого стола была посвящена отдельным аспектам реализации электроэнергии собственникам нежилых помещений в многоквартирных домах. С 1 января 2017 года введена обязанность собственников нежилых помещений заключить с ресурсоснабжающей организацией договоры ресурсоснабжения в письменной форме. При отсутствии у таких собственников договоров с РСО, объем коммунальных ресурсов, потребленных в нежилом помещении, определяется расчетными способами (как для случаев бездоговорного потребления). Заместитель председателя правления Ассоциации ГП и ЭСК по развитию Ольга Селляхова представила примерный алгоритм взаимодействия с управляющей организацией (ТСЖ, ЖК) и собственниками нежилых помещений в МКД при переходе последних на «прямые» договоры с РСО.

Участники круглого стола также рассмотрели разные случаи применения повышающих коэффициентов для расчета платы за электрическую энергию по договору энергоснабжения (при отсутствии прибора учета, при несанкционированном вмешательстве в его работу и иных случаях), обсудили порядок использования средств, полученных при применении повышающих коэффициентов, а также вопросы исчисления налогов при реализации коммунальных услуги и ресурсов с такими коэффициентами.

Важной темой обсуждения стали проблемы, вызванные ограничением платы за общедомовые нужды стоимостью нормативного потребления, в том числе неоплата «сверхнормативного» объема коммунальных услуг на ОДН, учета операций по реализации сверхнормативного объема коммунальных услуг на ОДН в целях налогообложения. Для снижения рисков предъявления налоговыми органами требований о доначислении налога на прибыль и НДС на стоимость «сверхнормативного» объема ОДН, фактически поставленного потребителю, но не предъявленного к оплате, предлагается включить в форму платежного документа дополнительную графу, отражающую разницу между начисленной платой за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, рассчитанной в соответствии с пунктом 44 Правил № 354, и стоимостью фактического объема потребления.

Постановлением Правительства № 1498 с 1 января 2017 г. упрощен порядок уведомления потребителя-должника о введении ограничения энергоснабжения. Участники мероприятия рассмотрели особенности ограничения поставок ресурсов потребителям-должникам в МКД (в частности, в нежилом помещении), а также обменялись мнениями о решении проблемы компенсации затрат на введение ограничения энергоснабжения (и его возобновления) в отсутствие установленного на уровне Правительства Российской Федерации порядка оплаты таких расходов и определения их размера .

Кроме того, в ходе круглого стола обсуждались вопросы, связанные с правовым регулированием потребления коммунальных ресурсов в подземных паркингах (предлагается определить правовой статус собственников машино-мест в МКД по аналогии со статусом собственников комнат в коммунальной квартире), а также взаимоотношения гарантирующих поставщиков с управляющей организацией (ТСЖ, ЖК) по оплате коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании и использовании общего имущества в многоквартирном доме.

 

сайт Ассоциации ГП и ЭСК

14.04.2017
Как выяснил "Ъ", Минэнерго и Минэкономики разработали два законопроекта по выводу с энергорынка неэффективной, но необходимой системе генерации, за работу которой потребителям приходится сильно переплачивать...

Как выяснил "Ъ", Минэнерго и Минэкономики разработали два законопроекта по выводу с энергорынка неэффективной, но необходимой системе генерации, за работу которой потребителям приходится сильно переплачивать. Минэнерго предлагают заключать с сетевыми компаниями прямые договоры на отсоединение неэффективных мощностей, Минэкономики хочет выставлять вывод генерации на конкурсы. Но в таких конкурсах, по мнению участников рынка, будут побеждать те же электросети. Потребители выступают против новых схем, считая, что они создают для них лишь новый нерыночный платеж.

Минэнерго и Минэкономики разработали механизмы вывода нерентабельной (вынужденной) генерации в энергетике. Работа таких станций на оптовом энергорынке (ОРЭМ) не окупается, но закрыть их нельзя, поскольку они работают на теплоснабжение или нужны для надежности энергосистемы. В 2016 году мощность такой генерации составила 15,27 ГВт: 6,43 ГВт вынужденных по теплу, 8,84 ГВт — по электричеству. Для них устанавливаются повышенные тарифы на мощность, которые в 2016 году, по оценке Натальи Пороховой из АКРА, на 90% превысили рыночные цены на мощность в первой ценовой зоне (европейская часть РФ и Урал — 213,2 тыс. руб. за 1 МВт в месяц,) и на 35% — во второй ценовой зоне Сибири (258,7 тыс. руб.). Законопроекты обоих министерств внесены в правительство, но окончательное решение не принято.

Сейчас электростанции ограничили в сроке получения вынужденного тарифа: два года для электрогенерации, три года для теплогенерации. Но правила энергорынка не вводят жестких обязательств по замещению неэффективной генерации, и затем генкомпании обычно возвращаются за повышенным тарифом. Создать механизм, стимулирующий вывод такой мощности, регуляторы пытаются с начала десятилетия, но безуспешно.

Концепция Минэкономики меняет процедуру. Если станцию нельзя закрыть, то ее принудительно выставляют на продажу, новый собственник обязан в течение некоторого периода обеспечить ее работу на рыночных условиях. Если оферта не реализуется, то генкомпания объявляет конкурс на проведение замещающих мероприятий.

Это право, скорее всего, будут получать сетевые компании, считают на рынке, поскольку, кроме них и "Системного оператора ЕЭС" (СО), больше никто не обладает информацией о точном объеме необходимых мероприятий. "Проведение открытого конкурса позволит снизить стоимость замещающих мероприятий и нагрузку на потребителей",— сообщили "Ъ" в Минэкономики.

Минэнерго, напротив, предлагает заключать договор на технологическое отсоединение (замещение) с сетями без конкурса — процедура проводится за счет собственника станции. Эти затраты компенсируются в рамках тарифа, устанавливаемого для выводимого объекта, пояснили "Ъ" в Минэнерго. Источник "Ъ" в генерации отмечает, что вывод старой станции обходится в 20-30% от стоимости аналогичной новой генерации. Также Минэнерго предлагает снять ограничение на срок вывода объекта.

Обе концепции не устраивают потребителей. По словам директора ассоциации "Сообщество потребителей энергии" Василия Киселева, обе схемы для компенсации замещающих мероприятий в сетевом комплексе создают новый платеж со сложными нерыночными и непрозрачными механизмами, схожими с договорами поставки мощности (гарантируют возврат инвестиций за счет повышенного платежа потребителей). "Но проблема может быть решена проще и дешевле,— считает он.— Достаточно на уровне правительства закрепить ответственность СО за своевременную реализацию замещающих мероприятий в рамках инвестпрограмм сетей". В "Россетях" подчеркнули, что в законе необходимо регламентировать процедуру вывода мощностей и определить источники финансирования для сетевых компаний. Но в Минэнерго считают: расходы потребителей не вырастут, так как сначала будет производиться оценка, что дешевле — строительство или модернизация сетей либо продолжение работы генерации.

Руководитель центра компетенций "Интер РАО" по торгам на ОРЭМ Александра Панина полагает, что проект Минэкономики не раскрывает источник финансирования замещающих мероприятий и ограничивает цену мощности для вынужденного генератора ценой КОМ (рыночная цена мощности), которой не хватает для возмещения затрат. В концепции Минэнерго четко не закреплено, за счет чего собственник компенсирует затраты на оборудование в период запрета на вывод, добавила она. В ассоциации "Совет производителей энергии" отмечают, что обязанность по разработке и согласованию замещающих мероприятий "с наименьшей совокупной стоимостью" должна лечь на СО. "При этом компенсация расходов СО, в том числе на оплату услуг третьих лиц, должна учитываться в тарифе на его услуги",— говорит глава ассоциации Игорь Миронов. Дмитрий Стапран из PwC замечает, что регламентация вывода из эксплуатации, запрета на вывод и определение источников компенсации затрат в любом случае дают большую определенность для генкомпаний и будут способствовать выводу неэффективной генерации.

 

Коммерсант

12.04.2017
В ходе своего выступления глава энергетического ведомства рассказал о достижениях во всех отраслях ТЭК...

Министр энергетики Российской Федерации Александр Новак выступил с докладом на «Правительственном часе» Пленарного заседания Совета Федерации. В ходе своего выступления глава энергетического ведомства рассказал о достижениях во всех отраслях ТЭК. «Несмотря на действие секторальных санкций, сложностей с привлечением финансовых ресурсов и еще более низких, чем в прошлые годы, цен на нефть и газ, ТЭК обеспечил приток инвестиций в экономику, продолжил внедрение отечественных технологий и оборудования, сохранил лидирующие позиции на мировых рынках», - отметил Александр Новак. Так, общий объем инвестиций в ТЭК превысил 3,67 триллионов рублей. Доля нефтегазовых доходов в бюджете страны по итогам года составила 38%. Рост нефтяных цен в первом квартале этого года обеспечил увеличение доли нефтегазовых доходов до 50%».

Министр энергетики отметил, что в нефтедобыче по итогам прошлого года был поставлен национальный рекорд - 547,5 миллионов тонн. Удалось переломить негативный тренд по сокращению добычи и в газовой отрасли, впервые за несколько лет добыча выросла на 1% до 640 млрд куб. м.

Александр Новак отметил совместную работу с Министерством финансов по стимулированию нефтедобычи. «Ведомствами был разработан законопроект по НДД, который вводит систему налогообложения, учитывающую реальную себестоимость разработки месторождения. Стимулирование разработки зрелых месторождений посредством НДД или дополнительных льгот по НДПИ поможет предотвратить падение добычи, существенно увеличит инвестиции в добычу и приведет к росту бюджетных поступлений, в том числе – в региональные бюджеты», - сказал Министр. По оценкам Минэнерго, введение НДД позволит вовлечь в разработку порядка 5 млрд т нефти к 2025 году.

В числе приоритетных задач Министерства глава ведомства выделил газификацию Российской Федерации. «С начала реализации программы уровень газификации вырос с 53,3 до 67,2%. Газифицировано 3 687 населенных пунктов, 815 тыс квартир и домовладений, построено 30 тыс км межпоселковых газопроводов», - привел данные Александр Новак.

Министр отдельно выделил совместную работу с членами Совета Федерации над законопроектом «О теплоснабжении». Он отметил, что уже на начальной стадии обсуждения мы смогли согласовать редакции по 22 поправкам, поступившим от членов Совета Федерации. В заключении выступления Александр Новак поблагодарил Совет Федерации за традиционно большое внимание к вопросам развития топливно-энергетического комплекса и за инициативу проведения «Правительственного часа».

 

сайт Минэнерго


Страницы: 1 2 3 4 5 ... 13 След. Все